SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Трансатлантический раскол вызвал параноидальные страхи The Economist

Западный альянс в беде, и всем нужно волноваться об этом: Европе, Америке и остальному миру, считает уважаемое британское издание в своей редакторской статье. Стоит заметить, что было любопытно узнать мнение журнала, ведущего свою историю с XIX века, по такой непростой теме, как обострение экономических и политических отношений Европы и Америки. Оказалось, что оно пестрит блистательными штампами, передергиванием фактов и спорным пониманием происходящего.

Трансатлантический раскол вызвал параноидальные страхи The Economist
фото: pixabay.com

АМЕРИКА сделала больше для создания послевоенной Европы, чем любая другая страна. В конце 40-х и 50-х годов XX столетия она была акушеркой договоров о создании Евросоюза и Организации Североотлантического договора (НАТО), альянса, который выиграл Холодную войну, пишет издание The Economist. США действовали иногда из благотворительности, но в основном из собственных интересов. Поучаствовав в двух мировых войнах, страна устала от франко-германского противостояния и хотела построить преграду Советской угрозе. После коллапса Советов в 1991 году НАТО закрепила демократию во вновь освобожденных странах Восточной Европы.

Тем не менее сегодня Америка и Европа разделены растущим расколом. Настроение перед саммитом НАТО в Брюсселе, который пройдет 11-12 июля, токсичное. В то время как президент Дональд Трамп обвиняет европейцев в недобросовестности и неспособности выполнять обязательства, они обвиняют его в грубом вандализме. Встреча между Владимиром Путиным и г-ном Трампом в Хельсинки 16 июля может привести к немыслимому спектаклю от американского президента, который, возможно, отнесётся к своему российскому сопернику лучше, чем он только что отнёсся к своим союзникам.

Даже если эти две встречи на высшем уровне будут проходить без подобных противоречий, учитывая то, как г-н Трамп наслаждается посрамлением своих критиков, различия в приоритетах и убеждениях и столкновение политических культур останутся. Западный Альянс находится в беде, и это должно волновать Европу, Америку и остальной мир.

В каждом альянсе есть свои трения, но альянс Западных стран имеет проблемы на ошеломляющем числе фронтов. Г-н Трамп и его генералы возмущены слабыми усилиями многих членов НАТО по выполнению своих обещаний увеличить расходы на оборону до 2% ВВП к 2024. Правые в Америке осуждают как европейскую поддержку иранской ядерной сделки (которую г-н Трамп бросил), так и те действия, которые им кажется направлены против Израиля. И политики обеих партий думают, что по мере того, как геополитическое напряжение смещается в Азию, нытье и лицемерие европейцев заслуживают всё меньшего внимания.

Как будто этого было недостаточно, г-н Трамп глупо обвиняет ЕС в том, что он "создан для того, чтобы использовать Соединенные Штаты", и наказывает его за «несправедливую торговлю». Между тем Европа разделена. Италия имеет новую популистскую коалицию, которая является про-Путинской. Кроме этого, все чаще Турция, которая является членом НАТО (но не ЕС), показывает враждебность к либеральным демократическим ценностям, связывающим Североатлантический союз. Худшее ещё впереди. Лейбористы Британии под руководством Джереми Корбина, который имеет репутацию противника милитаризма, относятся к Америке с глубоким подозрением. Их лидер мог бы даже попытаться покинуть НАТО.

НАТО достойна существования

Издание (The Economist) верит, что Западный альянс достоин дальнейшего существования. В опасном и всё более авторитарном мире он может стать источником безопасности и бастионом демократии. Но альянс не имеет богом данного права выжить. Необходимо постоянно бороться за существование. Вопрос как?

Первый шаг заключается в том, чтобы не создавать себе дополнительные трудности. Европа должна сделать все возможное, чтобы противостоять инстинкту мистера Трампа мешать торговлю с безопасностью. Смешение двух понятий сделает Запад менее защищенным и более бедным.

Далее, сторонники Западного альянса должны быть практичными. Это означает, что платить надо. Г-н Трамп правомерно жалуется на страны вроде Германии и Италии, которые потратили всего 1,22% и 1,13% ВВП на нужды обороны в 2017 году. На самом деле, он мог бы пойти дальше и заметить, что слишком маленькие оборонные расходы полезны – ведь треть бюджета Бельгии тратится на пенсии. А стоило бы больше тратить на НИОКР и модернизацию оборудования.

Для союзников Америки быть практичными означает и объединение. Сотрудничество в таких областях как кибер безопасность делает альянс более ценным для Америки. В более срочном порядке НАТО должна продолжать совершенствовать свою реакцию на тактику дезинформации и проникновения, которую Россия использовала в Крыму и на востоке Украины. Сейчас (западная) политика парафинеет и ослабевает. Утраченное военное понимание уже трудно восстановить. Военные учения, которые цементируют удивительно тесные рабочие отношения в НАТО, как никогда важны.

Быть практичным означает и поддержку друг друга. Переговоры о Brexit показали, что ЕС планирует вычеркнуть Британию из системы европейской безопасности, так как она больше не будет членом союза. Учитывая опыт британской армии, её оборонную промышленность и разведывательную сеть, такое желание саморазрушительно. Наоборот, страны ЕС должны выстраивать тесные связи с Британией, например, поддержав предложение Франции о создании Европейский сил быстрого реагирования. Когда-то Америка видела в таком предложении угрозу НАТО, но сейчас это могло бы стать знаком, что Европа готова нести больше ответственности.

Борьба за умы

Последнее – это битва за идеи. Если бы НАТО и ЕС уже не существовали, то они не могли бы быть созданы сейчас. После распада Советского Союза чувство угрозы отступило, и барьеры на пути к совместной работе возросли. Но это не делает трансатлантический альянс «устаревшим», как однажды утверждал г-н Трамп. Существующие союзы Америки являются активом, которым завидуют Россия и Китай. НАТО – это наследство, которое достаточно ценно, чтобы быть незаменимым.

Необходимость в обеспечении безопасности сохраняется. Россия не Советский союз, но, как по мере уменьшения её влияния, она чувствует себя под угрозой. Она модернизировала свои силы и готова развернуть их. Необходимость защищать европейскую демократию остается. По мере того , как авторитаризм распространяется на Польшу и Венгрию, ЕС и НАТО могут еще раз помочь ограничить его продвижение. И есть дополнительный бонус в том, что Европа помогает Америке проецировать свою мощь путем предоставления баз, войск и дипломатической поддержки.

НАТО более хрупка, чем думает г-н Трамп. В её основе лежит обязательство рассматривать нападение на одного члена как нападение на всех. Колебания Трампа и его враждебность по отношению к Европе умаляют это обещание. Это происходит только потому, что он не считает, что малые страны имеют те же права, что и большие. За этим наблюдает Азия и гн Путин. Чем больше Мистер Трамп запугивает своих союзников, тем больше мир сомневается в гарантиях безопасности, данных Америкой. Так как великие державы конкурируют в серой зоне между миром и войной (зоне неопределенности), то Трамп рискует ошибиться.

Г-н Трамп считает, что он является сильным переговорщиком в погоне за сильной Америкой. С Европой, как и с другими, он серьезно недооценивает то, что он теряет.

Мнение SULARU

Несколько замечаний по фактам в самом первом абзаце статьи, который задаёт тон всему повествованию:
Первое, холодную войну выиграл не военный альянс, а капитализм, то есть не оружие и связанная с ним гонка вооружений (распространенный миф, который стыдно повторять почтенному изданию), а экономическая система. ЗАПАДНЫЕ экономисты называют 2 основные причины распада СССР: отсутствие рыночного механизма ценообразования и низкая отдача от инвестиций, что спровоцировали кризис гораздо сильнее, чем расходы на оборону.
Второе, США не могли устать от двух мировых войн, которые превратили страну из игрока второго плана в сверхдержаву (параллельно они сделали из Британской империи, над которой никогда не заходит солнце, игрока второго плана). Оба раза США вступали в войну на европейском театре действий поздно, а до вступления наживались на всех сторонах конфликта.
Третье, свести обе мировые войны к франко-германскому конфликту, это как заявить, что Великобритания не была главной колониальной державой мира, которая имела наибольшую выгоду от колоний, чему все остальные страны завидовали и требовали свою долю.
Последнее, о закреплении демократии в Восточной Европе, причем обеспеченном военным присутствием НАТО, можно рассуждать долго, так как любая провокационная постановка вопроса вызывает массу замечаний и комментариев. Но фактом остаётся то, что в Латвии существуют «неграждане», люди, которые родились в этой стране, но не могут претендовать на паспорт, так как они просто относятся к русскоязычным, а не к латышам. Если это Демократия и Свобода, то Гитлер был пацифистом.

В отношении любви Трампа к России, нельзя не напомнить, что президент Трамп говорил, что он самый «страшный кошмар России». Его заявление о необходимости вернуться к формату G8 сопровождалось риторикой о том, что Россия нужна исключительно «для решения мировых проблем», а не для того, чтобы дружить с ней. Он просто высказался в том духе, что для поездки нужно такси, а не шашечки. Откуда у британского издания идея, что Трамп встречается с Путиным для заключения пакта о мире и дружбе, сказать сложно. Пока это выглядит как лёгкая стадия паранойи.

Главное, Трамп неоднократно заявлял, что мнение многих западных СМИ о том, что он выиграл выборы за счёт вмешательства России, является наглой ложью. Он ненавидит это мнение и считает, что те антироссийские санкции, которые последовали при его президентстве уже превысили по жёсткости все шаги Обамы, вместе взятые. Кстати, про жесткость санкций – неоспоримая правда.

То, что американцы презрительно относятся к Европе - не совсем правда. Напомним, что Конгресс США 25 апреля стоя аплодировал великолепной речи президента Франции Эммануэля Макрона. Тогда политик, охарактеризовав такую возможность выступить перед конгрессменами как уникальную и поблагодарив за предоставленную возможность, подверг жёсткой критике действий текущего президента США Дональда Трампа, что позднее европейская пресса назвала критикой «Трампизма». Вряд ли такое отношение законодателей можно назвать пренебрежением к «нытикам и лицемерам» из Европы.

В последнем абзаце введения собраны все ночные страхи британских либералов в одном флаконе: Путин, влияющий на Италию, попрание европейских ценностей в неевропейской стране - Турции (которая не входит в ЕС, так как ей неоднократно в этом отказали), и ядерное разоружение (за что неоднократно выступал Корбин) перед лицом «ужасной» России. Если такие страхи просто забавны, то обвинять Трампа в «глупости» его экономических заявлений в отношении ЕС, скажем мягко, антинаучно. Факт остаётся фактом: США потеряли 25% рабочих мест в своей промышленности из-за несовершенства механизма глобальной торговли. ЕС приложила к этому руку, так как десятилетиями имеет профицит торгового баланса с США (как и Китай). Трамп констатирует факты, но просто делает это непривычно эмоционально и без долгих пояснений своих мыслей (он ограничивается лаконичными заметками в Твиттере).

Весь подраздел о том, что НАТО достойно существования, писал недоучившийся студент. Комментировать невозможно. Один факт непредсказуемого перескакивания с военных расходов Германии и Италии на пенсии в Бельгии «выносит мозг». В подразделе "Борьба за умы" доводы вообще закончились, начались истерия и лозунги.

Заключение

Это был интересный и незабываемый опыт перевода статьи, полной неоправданных страхов и не менее неоправданного апломба в навязывании «рецепта» будущего счастья. Становится абсолютно понятно, почему переговорщик от ЕС Мишель Барнье фактически охарактеризовал коллег из Великобритании не совсем адекватными и не готовыми услышать доводы обратной стороны.

По его словам, Великобритания хочет сохранить все выгоды нынешних отношений с ЕС, но при этом не соблюдать нормы законодательства союза, не подчиняться общим надзорным органам и не нести соответствующие расходы. Более того, он отметил, что при объяснение этой простой мысли британским партнёрам, "кое-кто в Соединенном Королевстве в таком случае пытается возложить на нас ответственность за последствия этого решения (выхода из ЕС)".

"Соединенное Королевство решило покинуть Европейский союз. Мы уважаем это принятое демократическим путем решение и реализуем его. Но Великобритания должна примириться с последствиями. И если мы хотим строить новые отношения, нужна основа для доверия, нужно также больше реализма: что возможно сейчас, что будет возможным и что возможным не будет", - сказал переговорщик ЕС 9 июня 2018 года.

Но его слова останутся неуслышанными. С такой деформацией сознания в сторону непогрешимости только своего мнения, обсуждение любых общих проблем невозможно. К сожалению, после прочтения статьи об атлантическом расколе приходится вспомнить про определение паранойи в Википедии:

"Паранойя - хронический психоз, обычно начинающийся в зрелом возрасте, для которого характерно постепенное развитие логически построенных монотематических систематизированных бредовых идей (иногда вначале — сверхценных идей), при этом, в отличие от шизофрении, с отсутствием прогрессирования негативных симптомов и изменений личности и с отсутствием нарушений восприятия (иллюзий или галлюцинаций). Параноиков от других больных психозом также отличает целенаправленное, упорядоченное, последовательное и в какой-то степени предсказуемое поведение", - сообщает электронная энциклопедия.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail