SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Можно ли победить бедность

Ответ очевиден давно. Нужно побеждать не бедность, а несправедливое распределение национального дохода. Тогда и беднейшие слои граждан смогут разделить успех от ускорения экономического роста, запланированного в России.

Можно ли победить бедность
фото: pixabay.com

Президент России Владимир Путин в своем новом майском указе поставил задачу вдвое снизить уровень бедности в стране. Почему эта задача трудная, объяснили эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, пишет "Российская газета"

На основе предварительных данных Росстата за 2017 год они подсчитали, что уровень бедности вырос в 44-х регионах из тех 71-го, уже представивших свои отчеты. Бедность снизилась в 22-х субъектах, еще в пяти она осталась на прежнем уровне. Подтвердилось, что закономерности в изменении уровня бедности в регионах депрессивных и благополучных нет.

Выполнение задачи усложняется тем, что реальные располагаемые денежные доходы (РРДД) и потребление падали несколько лет подряд. За 2 последних года, отмечено в мониторинге социального самочувствия Высшей школы экономики (ВШЭ), РРДД граждан сократились на 12,7%, пенсии в реальном выражении уменьшились на 7,7%.

Опросы, которые ежемесячно проводит ВШЭ, показали:
27% россиян не способны оплачивать услуги ЖКХ,
18% не имеют денег на лекарства,
13% не имеют средств для погашения кредитов.
При этом подавляющее большинство граждан (78%) не считают свое материальное положение плохим.

Воспроизводство бедных, отмечают эксперты, сопровождается формированием у них особой субкультуры бедности. То есть растет число трудоспособных людей, не желающих работать, но стремящихся стать получателями социальной помощи.

По словам директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, есть традиционные группы, которые в своем большинстве не могут не быть бедными: многодетные семьи, инвалиды, безработные. Сегодня в России 22 млн человек или 15% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума (ред. - который занижен на 40%). Само по себе это не показатель неблагополучия.

"Мы можем найти примеры, когда 10-процентная доля бедных людей - это мало, - но бывают случаи, когда 20% - это не столь уж много, если такая цифра укладывается в рациональную картину мира", - сказала Малева.

Однако Россия, если сравнивать с какими-то более или менее успешными странами, не самая бедная из них. Россия - страна со средним уровнем доходов. Тем не менее задача выйти из бедности остается для РФ одной из самых актуальных.

Nota bene

Социальный дарвинизм, который предполагает воспроизводство бедных из бедных, явление известное и грустное. Это антинаучная теория, так как нежелание работать, то бишь лень, является, в общем случае, не более чем отсутствием достаточной мотивации. Президент США Дональд Трамп такую проблему решает, например, просто. Если человек - безработный, но по медицинским показаниям работать способен, то для получения социального пособия он должен отчитаться об участии в общественных работах.

Далее, неравенство и бедность создают проблему гораздо более существенную, чем государственные расходы на социальные пособия. Она называется неэффективное использование потенциала национального человеческого капитала. Другими словами, ограничение доступа к образованию и медицине для талантливых людей ограничивает экономический рост страны в целом. Наличие такого роста обычно покрывает все дополнительные расходы по обеспечению равного доступа к общественным благам.

Но и это ещё не все. Отсутствие зависимости между экономическим ростом и искоренением бедности изучено как минимум давно. Это не самая умная идея пытаться найти такую корреляцию в стране, где коэффициент неравенства так высок. Про неэффективные поиски зависимостей Британским правительством на прошлой недели можно заметить, что его вели политики, которым свойственен популизм. Пробовать найти подобную корреляцию для экспертов-экономистов – нонсенс. Возможно, поиски вели социологи, тогда им простительно в силу нехватки специфического образования.

Подозрение, что отсутствию корреляции между экономически ростом и изменением бедности искали социологи, подтверждается и тем фактом, что не была названа единственная причина отсутствия такой зависимости. Она называется - отсутствие справедливого распределения национального дохода. В силу описанного механизма ограничения доступа к образованию и медицине проблема низкой эффективности использования работников со временем нарастает и создает неразрешимые задачи и на национальном и на глобальном уровне.

Как говорил профессор Преображенский, разруха - не в подъезде, она - в голове. Пока министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов считает, что введение прогрессивного подоходного налога неэффективно потому, что богатые всё равно от него уклонятся, а премьер-министр страны Дмитрий Медведев говорит, что предстоящее повышение НДС ударит прежде всего по бизнесу (природа налога – перекладывание расходов на потребителя), то небольшая ошибка социологов - любопытный, но не очень важный пример ненужных действий.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail