SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Футбол стал всего лишь бизнесом...

За последние 20-30 лет произошла существенная трансформация самой популярной игры с мячом. Футбол прочно обосновался в деловых новостях, почти забыв о прежней социальной роли.

Футбол стал всего лишь бизнесом...
фото: pixabay.com

Пожалуй, есть только одна более настораживающая вещь, чем появление спортивных вопросов в бизнес-новостях. Это когда они также начинают появляться в криминальных новостях. ФИФА, которая руководит международным футболом и является одной из самых мощных спортивных организаций в мире, в последние годы часто видела свое имя в обоих разделах.

Кстати, стоит отметить, что вирус коррупции повлиял и на многие другие виды спорта, поэтому футбол не исключение. Тем не менее было что-то особенно грустное в том, как футбол, пожалуй, единственная поистине международная игра в мяч, окунулся в грязь во время правления Зеппа Блаттера, который был президентом ФИФА до конца 2015 года.

Преемник Блаттера Джанни Инфантино, часто фигурирует в бизнес-новостях, так как он постоянно путешествует по всему миру от одной транснациональной корпорации к другой в поисках спонсорских денег для двух мега-проектов: нового типа Кубка мира для клубов, а не наций, и создание новой футбольной лиги.

За проектами стоит перспектива огромных сумм денег для ФИФА. Японский Softbank, как известно, обещал финансирование на сумму в $25 млрд для первого проекта, а клубы, способные участвовать в этом чемпионате, могут получить более $1 млрд призовых за удачное выступление. Не удивительно, что бизнес-аспекты просто затмили благородное искусство стучать ногами по мячу в направлении двух вкопанных в землю столбов с перекладиной.

Футбол занимает особое место в мире бизнеса. В настоящее время невозможно найти ни одной выдающейся команды, которая избежала брендинга своих спонсоров. Когда игроки выбегают на поле, корпоративные логотипы на их майках являются наиболее заметной вещью. Вероятно предполагается, что зрители пропустили логотипы компаний, развешанные по всему стадиону.

Скорость, с которой бизнес трансформировал футбол во всех его аспектах, захватывает дух. Профессиональная игра не только стала международной в смысле наличия болельщиков в отдаленных уголках мира, но и в смысле состава команд. Клубы теперь только имеют локальное название, их игроки даже отдаленно не представляют конкретную территорию или муниципалитет.

Когда мы были юными, ещё в СССР, собственно, картина не сильно отличалась по всему миру, каждый парень имел небольшой шанс заиграть за местную команду мастеров при наличии таланта. Тогда было достаточно опасно заявлять одноклассникам, что болеешь, например, за команду из соседнего района, так как предполагалось, что местные болеют за местных.

В противном случае, фингал под глазом был нормальным следствием неосторожного заявления. При этом был риск получения неприятного сюрприза и от родителя, который считал, что болеть за местную команду – долг каждого члена локального сообщества. Кстати, всё это подкреплялось относительной доступностью посещения матчей местных команд и, так сказать, фактом, что герои (футболисты) живут среди нас.

Это лирическое отступление нужно было для того, чтобы подчеркнуть трансформацию футбола и разрушение прежних связей команд и местных жителей. Прежняя принадлежность команды местному сообществу сменилась большим бизнесом. Осталось всего немного мировых клубов, которые реально делят между собой деньги болельщиков и рекламодателей. Остальным достаются крохи, или они живут на дотации от тщеславных олигархов или компаний. К сожалению, в России прибыльных клубов не осталось вообще, как и во многих других странах. Футбол пока остался, а коммерчески успешных клубов нет. Все эти глобальные изменения, которые произошли всего за 20-30 лет ФИФА преподносит как заботу о «настоящем красивом футболе».

Сторонники свободой экономики, которые отрицают необходимость регулирования бизнеса, скажут, что надо использовать открывающиеся возможности. Пусть клубы, которые умеют зарабатывать, получают то, что заслужили. Экономика – это конкуренция, где выживает сильнейший. А бизнес-составляющая футбола позволила поднять популярность игры на невиданные уровни, превратить её из медленного обмена пасами одиннадцати местных псевдо-игроков в великолепную агрессивную красоту тактического мышления связки супер-тренеров с супер-исполнителями в горстке супер-клубов.

Вероятно, в этом что-то есть. Нельзя не заметить и некоторые другие плюсы большого футбола. Например, ожидается, что ЧМ-2018 в России несколько ускорит её экономику в текущем году. Но коммерциализация несёт и риски, уже принесла в те страны, где большой футбол перестал быть коммерчески успешным. На глобальном уровне он превратился в пустую экономическую активность, не создающую никакой добавленной стоимости или полезности. Кроме этого, футбол стал гораздо более подвержен постоянным скандалам, так как большие деньги от спонсоров при невозможности заработать самостоятельно повышают соблазн коррупции.

А, пожалуй, самое главное – футбол перестал иметь пользу для местных жителей. Спросите любого жителя, например, Нижнего Новгорода, что он думает о предстоящем мундиале в России. Приблизительно таким словом он охарактеризует местные власти, которые перерыли полгорода в рамках подготовки к ЧМ-2018. В результате дорога на работу и домой уже долгое время серьёзно затруднена.

Последнее, редакция Sularu не знает точного ответа на вопрос, стал ли российский футбол лучше за последние 20 лет, пусть на эти вопрос отвечают профессионалы на страницах спортивных изданий, мы просто поностальгировали о временах, когда всё было проще.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail