SULARU во ВКонтакте SULARU в Яндекс.Дзен SULARU в Blogger SULARU в GoogleNews SULARU RSS
темы

Итоги вступления Латвии в ЕС 15 лет назад

Сегодня исполнилось ровно 15 лет подписанию договора о вступлении Латвии в Евросоюз. Это было верное решение. Деньги ЕС позволили сделать падение в пропасть более контролируемым.

Итоги вступления Латвии в ЕС 15 лет назад

В апреле 2003 года в музее афинского Акрополя президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга подписала договор о вступлении в Европейский союз. Через год состоялось официальное вступление страны в ЕС.

В ноябре 2017 года был подведен лучший итог жизни Латвии в ЕС. Тогда латышский миллионер и бессменный руководителя города Вентспилс с 1988 года Айварс Лембергс признал страну неизлечимо больной.

"Латвия не просто худеет, она в таком состоянии, что даже если ее питать, то ей уже не восстановиться. В радиусе ста километров от Риги страна находится в таком состоянии. И этот процесс уже стал необратимым", - сказал «хитрый жук», как его называют в латвийском фольклоре.

Демография

Сколько жителей в Латвии, никто не знает. Официально в стране 1,95 млн человек (2,7 млн перед развалом СССР). Однако по последней переписи, помнится, насчитали около 1,5 млн человек, а с тех пор ежегодно уезжало по 30-50 тысяч молодых людей. Но не будем гадать, ведь есть точные данные, правда, за срок в 10 лет.

В январе 2018 года количество работников, уплативших взносы по социальному страхованию, сократилось на 15,2% по сравнению с аналогичным показателем 2008 года, сообщила Служба государственной статистики. Таким образом, Латвия потеряла треть работников всего за 10 лет, ведь стоит учесть, что на рынок труда не вышли молодые люди, рожденные в период бэби-бума до вступления в ЕС, а пенсионная реформа отодвинула выход на пенсию еще для 30 тыс. работников.

"В период с 2006 по 2018 год на рынок труда должны были выйти те, кто родился в 80-е и 90-е гг. прошлого века, когда в Латвии был бум рождаемости, потому что каждый год рождалось 40-42 тыс. детей, в то время как на пенсию каждый год должны были выходить 25-26 тыс. человек. Таким образом, должно было быть не падение численности занятых, а, наоборот, прирост в среднем, по крайней мере, на 10 000 человек в год, то есть за десять лет - на 100 000 человек", - говорит эксперт по социальным и трудовым вопросам Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс.

К количеству "потерянных" за 10 лет официальной статистикой 142 000 работников нужно прибавить еще минимум 100 тыс. человек трудоспособного возраста, которые не вышли на рынок труда, то есть выехали в другие страны. Общая сумма составляет уже свыше 240 000 работников, которых Латвия потеряла всего за 10 лет, а это треть от трудоспособного населения.

Помнится, Германия согласно переписи 1939 года имела 69,4 млн человек. По переписи 1946 года там проживало 65,9 млн человек. За время войны прямые демографические потери составили 6,5%. Потери были больше, но прямые потери на территории Германии в границах 39 года за 6 лет войны именно такие.

Банковская система и промышленность

Латвия после распада СССР решила стать второй Швейцарией. В целом вполне нормальное желание, но оно сопровождалось развалом промышленности, что уже не совсем нормально. В марте 2018 года сухая статистика подтвердила коллапс банковской системы Латвии. Швейцарии не получилось.

Не стоит в деталях напоминать, как Латвия в 90-х годах ХХ века уничтожала свою промышленность. Для деталей того периода на нашем сайте есть мемуары директора латвийского промышленного предприятия «Семь лет в меняющемся мире» аж в 19 частях.

Но после вступления в ЕС Латвия в 2006 году согласилась взамен дотаций из Европы закрыть три сахарных завода в Елгаве, Екабпилсе и Лиепае, так как Евросоюз ввёл квоты на сахар. Рыболовецкий флот в 200 судов в начале 2000-х сократился к настоящему моменту в 2 раза, так как ЕС ввел квоты на вылов рыбы, и суда стали ненужными.

Агросектор страны также не сильно радует успехами. В 2018 году Латвия взбунтовалась против аграрных привилегий «старых европейцев», так как считает свое сельское хозяйство ущемленным. Кроме этого, Латвии не очень повезло и с министром экономики. Вместо практической поддержки он называет фермеров отсталыми и предлагает им перенимать опыт Германии. Стоит напомнить, что от него достается и остальному бизнесу. При этом сам чиновник ни одного достижения за карьеру на посту министра экономики не имеет.

Министерство экономики отрапортовало, что в 2017 году Латвия показала рекордный рост ВВП. В это время президент акционерного общества «Dzintars» (флагман парфюмерной промышленности Латвии), доктор экономических наук Илья Герчиков в интервью газете «Неаткариге» говорит:

«Самый значительный прирост дали три предприятия – «Уралхим», «Уралкалий» и «Северсталь». Эти три предприятия дали 4% из шести… А цифры показывают и второй компонент этих 6%. Это рост благодаря ценам… Наш 6-процентный прирост создает инфляция плюс эти три предприятия».

Наверное, комментарии излишни.

Дотации ЕС

В настоящее время в ЕС заканчивается семилетний период планирования, рассчитанный до 2020 года. До его окончания Латвия получит из фондов ЕС порядка 4,5 млрд евро (по €3 тыс. на каждого жителя). Но дальше пособие уменьшится, что вызовет некоторую финансовую неразбериху.

Европейские вливания позволяли поддерживать относительно неплохие в 2-3% темпы роста ВВП в последний семилетний период. Но если Еврокомиссия рассчитывала, что эти вливания приведут к экономическому развитию, то Латвия сосредоточилась на увеличении госаппарата с ростом зарплат чиновников, выплатах за неиспользование земель фермерам, реновации и софинансировании инфраструктурных проектов, вроде Rail Baltic, а не структурных реформах в промышленности и сельском хозяйстве. Деньги ЕС в данном случае делали падение в пропасть лишь более контролируемым.

При этом стоит напомнить, что вся европейская программа реновации имеет спорную эффективность. Согласно недавним аналитическим исследованием, она проводится при завышении расходов втрое и при недостижении запланированного результата. Если для богатых европейцев это более-менее терпимо, то для бедных стран, вроде Латвии, катастрофично.

Всё бы ничего, если рост зарплат чиновников означал бы повышение их грамотности, а европейские деньги вкладывались пусть не очень эффективно, но в экономическое развитие. Инфраструктура – одна из основ будущего экономического роста.

Но Латвия умудрилась стать мировым лидером гонки вооружений. Финансирование обороны нельзя отнести к производительным расходам, особенно когда всё вооружение не заказывается у отечественного производителя, а импортируется.

Нельзя не упомянуть про реформу образования, про перевод школ на обучение на латышском языке. Наверное, не стоит спорить, что естественное двуязычие – солидное конкурентное преимущество. Реформа направлена на то, чтобы убить одно из редких конкурентных преимуществ страны за государственный счет, ведь реформа – это всегда расходы.

Неразумное экономическое поведение, заметная безграмотность чиновников, привычная коррупция – это очень большая беда, свойственная и другим странам, например России по информации Счётной палаты РФ, лучше промолчим про Китай и США, так как рассказ про эти страны окажется бесконечным. Но, пожалуй, нигде в мире симптомы такой болезни не проявляются ярче, чем в Прибалтике, включая Латвию.

Резюмируем

Россия переживает тяжелый период, но у страны есть перспектива.
Попытка найти перспективы у Латвии пока безрезультатны, а жаль, так как большинство жителей страны однозначно не заслуживают текущие политические и экономические власти.

По «секрету» заметим, что многие латвийцы сочувствуют мифической разрухе в России, недостатку продуктов на полках магазинов, депрессивному состоянию среднего россиянина и пеняют на российскую пропаганду, которая не позволяет гражданам России видеть преимущества и ценности Европы. Так что и с диагностикой явлений и трендов в Латвии тоже не всё хорошо.

Вроде 15 лет вступления в крупный союз – праздник, а поздравить не с чем, кроме самого факта. Это как поздравлять разводящихся супругов с днём свадьбы.

В Контакте Twitter Одноклассники WhatsApp Viber Telegram E-Mail